Второе Гельветическое Исповедание
Глава IX. О свободной воле и, следовательно, о силе и способности человека
О том, что всегда было причиной всевозможных конфликтов в Церкви, мы учим, что существуют три состояния человека, которые нас следует рассмотреть.
Каким был человек до грехопадения. Во-первых, существует состояние, в котором человек находился до грехопадения. Это было состояние невинности и свободы, так что он мог одинаково оставаться в благости и пасть в нечестие. Однако он впал в грех и вовлёк и себя, и всё человечество в грех и смерть, что было показано ранее.
Каким был человек после грехопадения. Во-вторых, мы должны рассмотреть, каким был человек после грехопадения. Несомненно, он не утерял способность рассуждать (разум) и не был лишён своей воли; и он не изменился полностью так, чтобы стать камнем и стволом дерева. Однако всё это в человеке так изменилось и ослабло, что он более не в состоянии делать то, что делал до своего падения. Ибо его разум затемнён, а воля, бывшая свободной, стала ныне порабощённой. Она служит греху, и не с принуждением, но добровольно, ибо называется волей, а не неволей.[4]
Человек творит зло по своей собственной свободной воле. Поэтому касательно зла или греха, человек творит зло, не принуждаясь к этому Богом или сатаной, но по своей собственной воле. Поэтому он действительно обладает в высшей степени свободной волей. Однако когда мы раз за разом видим, что Бог сдерживает от своего высшего проявления самые злые деяния и замыслы людей, это не удаляет от человека его свободу делать зло, но Бог Своей собственной властью предотвращает то, что человек в противном случае свободно бы замыслил. Так братья Иосифа свободно определили предательски убить его, но были неспособны сделать это, потому что Бог в Своём тайном замысле посчитал правильным что-то иное.
Человек не способен сам по себе творить духовное добро. Однако в отношении благости и добродетели, человеческий разум не даёт сам по себе верную оценку небесному. Ибо евангелисты и апостолы в Писании говорят о необходимости возрождения каждого, кто желает обрести спасение. Поэтому наше первое рождение по Адаму нисколько не способствует нашему спасению. Павел говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия...» (1 Кор. 2:14). Он же отрицает, что «мы сами способны были помыслить что от себя» (2 Кор. 3:5). Итак, очевидно, что разум или интеллект является проводником воли. Но когда проводник слеп, легко видеть, как далеко может зайти такая воля. Поэтому не возрождённый человек не имеет свободной воли к добру и силы совершить то, что суть добро. Господь говорит в Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). И апостол Павел говорит: «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Тем не менее, после своего грехопадения в человеке всё ещё остаётся некоторое разумение вещей земных.
Понимание наук. Ибо Бог по Своей милости оставил человеку способность рассуждать, хотя она сильно отличается от той способности, которая была до грехопадения. Бог заповедует нам оттачивать свой ум, и вместе с тем даёт нам дары и увеличивает способность разумения. Поэтому очевидно, что мы можем принести очень мало пользы для науки без Божьего благословения. Писание, без сомнения, относит все науки к Богу; и, действительно, язычники также приписывают начало всем наукам богам, которые их изобрели.
Какова сила возрождённых и каким образом их воля становится свободной. Наконец, мы должны рассмотреть, имеет ли возрождённый человек свободную волю и если имеет, то до какой степени. При возрождении разум просвещается Духом Святым, так что человек может понимать тайны и замыслы Божьи. И воля сама не только изменяется под воздействием Духа, но также наделяется способностями, так что добровольно желает и способна делать добро (Рим. 8:4). До тех пор, пока мы не получим это, мы будем отвергать христианскую свободу и связывать себя узами закона. Кроме того, пророк говорит от лица Бога: «Я вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31:33; Иез. 36:27). Господь также говорит в Евангелии: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободными будете» (Ин. 8:36). Павел также пишет филиппийцам: «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1:29). И вновь: «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6). И также: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13).
Возрождённый человек действует не только пассивно, но и активно. Тем не менее, мы учим, что необходимо обратить внимание на два замечания. Во-первых, что возрождённый человек в избрании и совершении добра действует не только пассивно, но и активно. Ибо они движимы Богом так, что сами могут делать то, что они делают. И святой Августин верно утверждает, когда говорит: «Говорится, что Господь есть наш помощник. Но никому нельзя помочь до тех пор, пока он сам не сделает что-нибудь». А манихеи лишили человека всякой активности, сделав из него камень и бревно.
Свободная воля слаба в возрождённых людях. Во-вторых, в возрождённых людях остаются слабости. Ибо поскольку в нас всё ещё пребывает грех, а плоть, несмотря на то, что мы уже возрождены, до конца наших жизней противодействует Духу, мы не можем с лёгкостью совершить всё то, что замышляем. Святой апостол подтверждает это в Рим. 7 и Гал. 5. Поэтому свободная воля в нас слаба вследствие остатков ветхого Адама и присущей человеку испорченности, которые остаются в нас до конца наших жизней. Тем не менее, поскольку сила плоти и остатков ветхого человека не настолько действенна, чтобы полностью угасить в нас работу Духа, то справедливо говорится о верующих, что они свободны. И всё же они должны признавать свои слабости и немощи и ни в коей мере не возвеличивать свою свободную волю. Верующим нужно постоянно вспоминать то, что св. Августин многократно повторял вслед за апостолом: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 7:4). К этим словам он добавляет, что планируемое им осуществлялось не сразу. Ибо всё это находится в руках Божьих. Вот почему Павел молился о том, что воля Господа благопоспешила его путешествию (Рим. 1:10). Вот ещё одна причина, почему свободная воля остаётся слабой.
Свобода во второстепенном. Более того, никто не отрицает, что во второстепенном как возрождённые, так и не возрождённые люди наслаждаются свободной волей. Ибо человек имеет общую природу с другими живыми творениями, которым он не подчинён, — желать одно и не желать другое. Поэтому он способен говорить и способен молчать, может выйти из дома и может остаться внутри него и т. д. Однако даже в этих случаях нужно видеть Божью силу, ибо именно она была причиной того, что Валаам не мог зайти так далеко, как он хотел (Числ. 24), и того, что Захария, возвратившись их Храма, не мог говорить, как того хотел (Лк. 1).
Ереси. Поэтому мы осуждаем манихеев, отрицавших, что зло произошло от свободной воли человека, который сам по себе был благ. Мы также осуждаем пелагиан, учивших, что злой человек обладает достаточной степенью свободы воли, чтобы делать добро и тем самым исполнять заповеди. Обе [секты] опровергаются самим Святым Духом, который словами: «Бог сотворил человека правым» (Еккл. 7:29) обличает первых, а словами: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36) — вторых.
[4] В лат. — «Etenim voluntas, non noluntas dicitur».
Этот материал еще не обсуждался.